В мифологическом мышлении собственным духом наделяется каждая вещь, каждое природное явление, а так же болезни и само здоровье. Дух — первоначало, сущность предмета или явления.

Если откинуть буквальное понимание обывателя. Выйти за грани того что домовой это маленький старичок за печкой, а леший это одноухий покрытый мхом. Мы попытаемся понять мир духов в более широком, и трудном для восприятия смысле.
Прежде всего духи живут не только в физическом мире, в физическом мире  мы видим только отражение. Для того чтобы увидеть мир духов человек должен находится в особом состоянии сознания. Сознание должно быть настроенным на особую волну, как радио.

Возьмем к примеру дух дерева. Это будет легко объяснить человеку,как минимум, с хорошо развитой фантазией, остальным дальше можно не читать.
Посмотри на дерево и опиши его. После чего забудь о том что слова существуют, посмотри на это дерево и опиши его без слов . А теперь самое простое, забудь о визуальных образах. То что останется и есть дух дерева. Если у тебя ничего не осталось то не читай дальше.
То что остается, это первичная не материальная информация о дереве, вещи, человеке и т.д. Это и есть дух. В рамках пяти сенсорных чувств человеку будет невозможно отследить это явление. Понадобится шестое чувство, которое невозможно описать словами, потому что человек воспринимает тот мир при помощи собственного духовного начала.
Плоскость в которой находится  информация о духе вещи можно условно назвать параллельным миром. Но параллелен  он только условно, потому что этот мир частично проявлен в мире физическом,  и является неотъемлемой его частью.

Человеческое сознание в особом состоянии может отлавливать изменения на уровне этого «параллельного» мира, однако человеческий мозг всегда и всему требует логического объяснения. Поэтому мозг предпочитает считать что ему показалось, или интерпретирует непонятную информацию в более понятную. Наделяя  увиденное привычными чертами,  домовой — старичок похожий на кота,  леший — одноухий, одноглазый дед покрытый мхом и т.д.

Духи могут размножаться и расти. Происходит это путем природного само копирования и/или самопроекции. В случае самопроекции оригинал и проекция будут обладать одним духом до определенного этапа. Набирая большую массу, образовывается природный эгрегор, отдельные проекции внутри эгрегора могут одухотворяться.

К примеру одиноко растущее дерево обладает собственным духом. Со временем дерево пускает побеги, вокруг него образовывается роща и дух рощи. В роще поселяются птицы и животные, приносящие семена других деревьев и кустарников. Роща превращается в лес, в котором живут духи отдельных деревьев, духи животных, духи ручьев, озер… И большой Дух леса. Все это как матрешка вложено друг в друга.

У вещей созданных  человеком может быть индивидуальный дух. Одухотворенная вещь создается ручным путем, про такую вещь говорят что она сделана с душей. Человек закладывает идею вещи, ее сущностное предназначение. Штампованная вещь созданная машиной или роботом не одухотворенная. Такая вещь имеет эгрегориальный  дух, подвязку к искусственному эгрегору. В Японской мифологии к примеру собственным духом наделяются вещи достигшие столетнего возраста. Вероятно причина в долгом использовании.

Существует так же природный Дух поколения, Дух эпохи и т.д. Дух поколения определяет задачи предназначения целых поколений.